Муниципальное бюджетное дошкольное образовательно учреждение
«Детский сад № 36» Артемовского городского округа
|
|
«УТВЕРЖДАЮ» заведующий _________Матвеева Е.А. «___» _________2022 г. |
Калейдоскоп чудес
Дополнительная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
Возраст учащихся: 6-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Шайдурова Анастасия Викторовна
Педагог-психолог
Артемовский городской округ
2021 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Целевой раздел
- Пояснительная записка…………………………………………………3
- Цель и задачи программы ……………………………………………..4
- Содержание программы ……………………………………………….5
- Планируемые результаты ……………………………………………..8
- Организационно-педагогические условия
- Условия реализации программы ……………………………………..9
- Оценочные материалы и формы аттестации………………………...11
- Методические материалы ………………………………………….…12
2.4 Календарный учебный график ……………………………………….14
2.5. Календарный план воспитательной работы …………………………15
- Список литературы …………………………………………………….16
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Театрализованные занятия формируют опыт социальных навыков поведения, дети знакомятся с такими понятиями, как дружба, доброта, честность, смелость.
Через театрализованную деятельность у ребенка формируется позитивное отношение к окружающему миру, формируется чувство прекрасного, развиваются психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности.
Направленность программы
Художественно-эстетическое
Уровень освоения базовый
Отличительные особенности
Через театрализованную деятельность создаются условия, в которых каждый ребенок способен проявить свои эмоции, чувства, желания, выступать публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Проигрывание сценок из сказок помогают ребенку преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Адресат программы
Дети подготовительной группы детского сада
Особенности организации образовательного процесса:
- возраст детей 6-7 лет,
- 1 раз в неделю во вторую половину дня;
- продолжительность образовательного процесса
Количество часов 35 часов
Срок реализации 1 год
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы:
развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность.
Задачи программы:
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к театру.
- Воспитывать уважение и бережное отношение к литературному творчеству.
- Воспитывать доброжелательность, миролюбие взаимопомощь у детей в коллективе.
Развивающие:
- Создать условия для развития творческой активности детей участвующих в театральной деятельности.
2.Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности.
- Развить воображение и фантазию детей в создании и исполнении ролей.
Обучающие:
- Познакомить с историей разными видами, жанрами и средствами выразительного искусства (музыка, художественная литература, театральное искусство);
- Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, диалоговые формы общения, интонационную речь.
- Способствовать формированию исполнительских умений через перевоплощение в образ героя с помощью мимики, жестов, интонации.
1.3 Содержание программы
Учебный план 2021-2022 года обучения
Программа «Калейдоскоп чудес»
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Основы театральной культуры |
12 |
|
|
|
1.1 |
Что такое театр? |
|
1 |
1 |
Показ презентации Наблюдения |
1.2. |
Игры-драматизации
|
|
1 |
4 |
рассказ игра |
1.3 |
Игры-перевоплощения |
|
1 |
4 |
Рассказ игра |
2 |
Культура и техника речи |
5 |
|
|
|
2.1. |
Скороговорки. Потешки. Прибаутки. Чистоговорки |
|
- |
2 |
инсценировки |
2.2. |
Дыхательная гимнастика |
|
- |
3 |
упражнения |
3. |
Развитие общей и мелкой моторики |
10 |
|
|
|
3.1 |
Логоритмика |
|
- |
2 |
Упражнения, Игры на музыкальных инструментах |
3.2 |
Ритмопластика |
|
- |
3 |
упражнения |
3.3. |
Изготовление масок. |
3 |
1 |
2 |
поделки |
4. |
Работа над спектаклем. |
8 |
|
|
|
4.1 |
Этюды |
2 |
- |
2 |
игра |
4.2 |
Знакомство с музыкальными произведениями |
2 |
- |
|
Прослушивание аудио диалог |
4.3 |
Показ спектакля |
6 |
- |
6 |
Репетиции Показ |
|
Итого: |
35 |
|
35 |
|
Содержание учебного плана 2021-2022 года обучения
программы «Калейдоскоп чудес»
- Раздел: Основы театральной культуры
1.1 Тема:
Теория: Особенности театрального искусства виды театрального искусства, основы актерского мастерства. Культура зрителя.
Практика. Формирование группы, показ презентации. Игра «Назови свое имя ласково», «Угадай героя».
1.2 Тема: Игры-драматизации
Теория. Основы актёрского мастерства. Мастерство актёра. Костюм. Техника речи.
Практика. Игра «Веселый Старичок-Лесовичок», игра «Пчелы в улье», игра-пантомима «Муравейник».
1.3. Тема: Игры-перевоплощения
Теория. Основы актёрского мастерства. Мастерство актёра. Техника движений.
Практика. Игра «Деревянные и тряпичные куклы», игра «Веревочки», упражнение «Мельница», игра «Великаны и гномы», упражнение «Маятник».
- Раздел: Культура и техника речи
2.1 Тема: Скороговорки. Потешки. Прибаутки. Чистоговорки
Практика. «Петушок-петушок», «Как у нашего кота», «Гори, гори ясно».
2.2 Тема: Дыхательная гимнастика
Практика. Упражнения: «Ветер-ветерок», «Насос», «Лыжник», «Трубач», «Каша кипит», «Измени голос».
- Раздел: Развитие общей и мелкой моторики
3.1. Тема: Логоритмика
Практика. Упражнения: «В осеннем лесу», «Капли», «Птичий двор», «Сапожки», «Зима», «Дикие животные», «Молоточки».
3.2. Тема: Ритмопластика
Практика. Игра «Зеркало», «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Дождь», «Тихо-громка», «Змейка», «У оленя дом большой», «Вальс цветов».
3.3. Тема: Изготовление масок.
Теория. Костюм в работе актера над ролью.
Практика. Изготовление масок к спектаклям.
- Раздел: Работа над спектаклем
4.1. Тема: Этюды
Практика: Этюды на расслабление «Разговор с лесом»; на изображение эмоций «Изобрази настроение», на развитие мимики «Вкус яблока», «Вкус лимона», «Вкусная конфета», на развитие пантомимики «Хвастливый заяц», «Глухая бабушка».
4.2. Тема: Знакомство с музыкальными произведениями
Практика: Просушивание. Диалог-обсуждение. П. Чайковский «Танец снежинок»,
Агафонникова В. «Как у наших у ворот», Красев М. «Муха-цокотуха», Витлин В. «Вышли куклы танцевать», Маршак С. «Перчатки», «Кораблик», Танич М., Шайнский В. «Если с другом вышел в путь».
4.3. Тема: Показ спектакля
Практика: Разыгрывание сказки С. Маршака «Кошкин дом», К. Чуковского «Муха-цокотуха», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца».
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
Ребенок будет понимать эмоциональные состояния другого человека, уметь сопереживать, эмоционально реагировать на успех и неудачу героев сказок.
У ребенка будет сформировано представление о театре, правилах постановки.
Метапредметные результаты:
Ребенок будет знать историю разных видов выразительного искусства (музыка, художественная литература, театральное искусство).
Приобретет умение связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы, стихотворения; различает жанры литературных произведений (сказки, стихотворения, рассказы, басни.
Ребенок знает Предметные результаты:
Будет знать различные виды театра, правила поведения в общественных местах (театре).
Уметь различать жанры литературных произведений (сказки, стихотворения, рассказы, басни).
Владеть навыками актерского мастерства.
- Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
- Материально-техническое обеспечение:
Место проведения занятий театрализованного кружка помещение музыкального зала в ДОУ.
Оборудование:
Стулья, столы, Интерактивная доска, фортепиано, проектор, ноутбук, музыкальные инструменты (металлофоны, бубны, маракасы, барабаны, скрипки).
Материал для изготовления масок, кукол: картон, цветная бумага, фоамиран, бархатная бумаг, клей, ножницы.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Нормативно-правовые документы
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», разработана в соответствии с ФГОС ДО под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 5-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 237 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 18.01.2021 (далее – СанПиН 1.2.3685-21).
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».
Музыкальные произведения
Русский фольклор: «Лиса рожью шла», «Зима пришла», «Идет матушка весна», «Как на масляной неделе».
Фольклор народов мира:
Агафонникова В. «Как у наших у ворот»;
Красев М. «Муха-цокотуха»;
Витлин В. «Вышли куклы танцевать»;
Маршак С. «Перчатки», «Кораблик»;
П. Чайковский «Танец снежинок».
2.2 Оценочные материалы и формы диагностики
- Карта учета творческих достижений учащихся (участие в концертах, праздниках, фестивалях);
- Анкета для родителей «Нужны ли кружки в детском саду?»;
- Видеозаписи и фотографии выступлений коллектива, участия в конкурсах, выставках;
- Диагностика уровня развития творческих способностей через театрализованную деятельность, проводится два раза в год на начало и конец года.
Формы отслеживания и фиксации результатов: видеозапись, грамота, журнал посещаемости, материал анкетирования, портфолио, фото, отзыв родителей.
Формы предъявления и демонстрации результатов: отчётное представление, открытое занятие (спектакль).
2.3 Методические материалы
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно распределяться по
площадке, строить диалог с партнером на заданную тему, развивать способности
произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова
персонажа, развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству, упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию, воспитывать нравственно-этические нормы.
Игры-драматизация – это особый вид игры, в которой ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. У ребенка появляется возможность создать свой мир и управлять действиями персонажей.
Задачи. Развивать творческие способности, мышление, воображение, связную речь.
Игры-перевоплощения - действия с воображаемым предметом.
Задачи. Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.
Этюды — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.
Задачи. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей на основе игровой художественно-творческой деятельности в области театрального искусства.
Дыхательная гимнастика -специально-разработанные упражнения для развития дыхательной системы и направлены на укрепление здоровья и улучшения физического состояния ребенка.
Задачи. Развивать речевой аппарат, координацию движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, действовать согласованно, включаясь в действие последовательно, развивать координацию движений, учить запоминать заданные позы и образно передавать их, развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических
Логоритмика – это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений, песен.
Задачи. Учить координировать речь с движениями и жестами. Развивать музыкальный слух, осваивать танцевальные движения.
Культура и техника речи объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию,
разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию,
учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы, произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова, пользоваться интонациями, выражающими основные чувства, пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры – знакомство детей с элементарными понятиями,
Терминологией театрального искусства. Познакомить детей с театральной терминологией, театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на адаптированных авторских сценариях, включает в себя знакомство с постановкой и работу над ней – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами, учить находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом, развивать умение пользоваться интонациями, выражающими основные состояния: грустно, удивленно, восхищенно, жалобно,
таинственно и пр.); пополнять словарный запас, обогащать образный строй речи.
Показ спектакля – наивысшая точка эмоционального и психологического напряжения, демонстрация результатов общего дела, личностного творческого роста каждого ребенка.
Задачи. Совершенствовать навыки публичных выступлений, развивать произвольность действий и умение подчиняться ситуации, поддерживать эмоциональный настрой и
мотивацию на дальнейшую работу.
Рефлексия – процесс обсуждения и осмысления проделанной работы.
Задачи. Прививать навыки самоанализа, умения высказывать свою точку зрения, мотивировать ее, развивать стремление к совершенствованию, стремлению устранять
недочеты, ставить и решать новые задачи.
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса |
1 год |
|
Продолжительность учебного года, неделя |
35 |
|
Количество учебных дней |
107 |
|
Продолжительность учебных периодов |
1 полугодие |
15.09.2020- 31.12.2020 |
2 полугодие |
12.01.2021- 31.05.2021 |
|
Возраст детей, лет |
6-7 |
|
Продолжительность занятия, час |
1 |
|
Режим занятия |
1 раза/нед |
|
Годовая учебная нагрузка, час |
35 |
2.5 Календарный план воспитательной работы
(мероприятия, объём, временные границы)
89
№ п/п |
Месяц |
Мероприятие |
Количество часов |
1. |
Сентябрь |
Что такое театр? |
2 |
Попробуем измениться |
1 |
||
2. |
Октябрь |
Раз, два, три, четыре, пять-вы хотите поиграть? |
1 |
Игровой урок |
1 |
||
Одну простую сказку хотим мы показать |
1 |
||
Играем пальчиками |
1 |
||
3. |
Ноябрь |
Постучимся в теремок |
1 |
Изготовление масок |
1 |
||
Репетиция |
1 |
||
Показ сказки С. Маршака «Кошкин дом» |
1 |
||
4. |
Декабрь |
Косолапый приходил, теремочек развалил |
1 |
Красивый Петя уродился |
1 |
||
Гордится Петенька красой, ног не чует под собой |
1 |
||
У страха глаза велики |
1 |
||
Потешки, поговорки |
1 |
||
5. |
Январь |
Скороговорки, чистоговорки |
1 |
Учимся говорить по-разному |
1 |
||
Учимся четко говорить |
1 |
||
6. |
Февраль |
Сочиняем сказку |
1 |
Изготовление масок |
1 |
||
Репетиция |
1 |
||
Показ сказки Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца». |
1 |
||
7. |
Март |
Веселые стихи читаем и движенья добавляем |
1 |
В сказочном лесу |
1 |
||
Дикие животные |
1 |
||
Дикие птицы |
1 |
||
Вальс цветов |
1 |
||
8. |
|
1 |
|
Изображение различных эмоций |
1 |
||
В мире музыки |
2 |
||
9. |
Май |
Изготовление масок |
1 |
Репетиция |
1 |
||
Показ сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха» |
1 |
||
Итого: |
35 |
Список литературы
- Бочкин В.П. Педагогика: уч. пособие. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990.
- Горохова Л.А., Макарова Т.Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия. М., 2005.
- Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Я.,1996.
- Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. М., 2006.
- Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчество. М., 1985.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.
- Комарова Т.С. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание, 1995, №5.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. Театрализованные игры в детском саду. М., 2002.
- Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: Интегрированный подход. М.,2007.
- Щеткин А.В. Организация театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Абакан, 2004.
Ссылки на электронные ресурсы:
- Развиваемся вместе с театром [Электронный ресурс] https://mega-talant.cjm/biblioteka/razvivaemsya-vmeste-s-teatrom-86190.html (дата обращения: 04.08.2021).
- Улашенко Н.Б. Организация театрализованной деятельности. Подготовительная группа [Электронный ресурс] https://narod.ru/disk/22293770000%D0...D1%80.rar.html